суббота, 6 мая 2017 г.

Подъёмка


      Рядом с моим отчим домом путейцы часто выполняли ремонтные работы, на железной дороге поворотного треугольника, обеспечивая правильное положение пути в профиле. Они расставляли специальные сигналы остановки для паровозов, и я с интересом смотрел на подъем пути с помощью ручного механического домкрата.

      В средине поворотного треугольника находился цех подъёмки, где ремонт паровозов производили после большого пробега или по причине образования на бандажах предельного проката. Кроме обточки бандажей при подъёме подробно осматривали всех части паровоза с исправлением или заменой износившихся. Воду из котла сливали. Колесные пары, буксы, спарники оставались на месте, все остальное очень медленно поднималось. Меня впечатляла подъемная сила комплекта из четырех домкратов приводимых в действие вручную.

      Опытный мастер, работающий с подъемом, заботливо и бережно относился к машине, возможно, её любил. Он слышал главный пульс и дыхание машины своим сердечком. В горькие годы войны он был рядовым в составе отдельного путевого железнодорожного батальона. Поднимал паровозы, провалившиеся в воду при проезде по временной ледовой переправе в критические дни обороны Ленинграда. Приступал к подъёму под свист снарядов и осколков, перестраивался на ходу, в сложной, быстро меняющейся обстановке. Дело было трудным, порой новым, незнакомым. Вёл борьбу с наступавшими полевыми войсками, диверсантами и десантниками, прорвавшимися в тыл. Оборонял железнодорожные узлы, мосты через реки, опорные пункты, эшелоны и путь в пустынной местности от подрыва. Ценой своей жизни, обеспечивал бесперебойную работу стальных магистралей, своевременную перевозку войск, доставку грузов и предпринимал все меры для спасения подвижного состава, пассажиров и грузов. Поднимал паровозы, сошедшие с рельсов при аварии или крушении после бомбёжек авиации и интенсивного огня дальнобойных орудий. Производил подъём бронепоездов при помощи кранов и мощных ручных домкратов. Паровоз, одетый в броню трясло при подъёме, он дрожал от напряжения, выбрасывал в небо угольную гарь, искры, дым и пар. Он давно забыл, что это машина и относился, к паровозу, как к близкому другу. Бесстрашный мастер помогал оступившемуся паровозу крепости с высокой клёпаною башней чудесно встать на стальные рельсы. Одетый в броню друг надёжно проводил инженерную разведку маршрутов движения, разминирование фугасов, сопровождал в боевом охранении воинские эшелоны.

      В мирное время закалённый испытаниями мастер лез к ремонтникам в смотровую яму и обнаружил перекос колесной пары. Нельзя ездить погнулись оси, покорежились катки. Вспомнил истинный боец танковые клинья и проснулся фронтовой инстинкт, будто толкающий паровоз. Выкатил тележки. Прокрутил колесные пары и проверил буксовые узлы, зубчатые передачи, тяговый редуктор, щеточно-коллекторный узел, моторно-осевые подшипники.

      Я с любопытством рассматривал экипажную часть паровоза, состоящую из забавных частей рамы, тележек, букс и рессорного подвешивания. Рама служила основанием для котла и паровой машины. Тележки воспринимали на себя часть нагрузки паровоза, которая не размещалась на движущих осях. Буксы паровоза воспринимали нагрузку и обеспечивали связь колесных пар с рамой. Рессорное подвешивание передавало вес рамы и всех укрепленных на ней частей паровоза на буксы и смягчает толчки между колесами и рельсами. Впечатляли тяговые, ударные приборы и детали движущего парораспределительного механизмов, осуществляющих передачу тягового усилия от паровоза к составу.

      Опускание кузова паровоза осуществлял довольный мастер одновременно всеми домкратами очень аккуратно. На лице его читалось счастье, глаза восторженно блестели. Паровоз сиял, он был смазан, отлажен, помыт и покрашен. На железной машине звездочка надежды ярко горела и несла уверенность преодолеть земные дали. Паровоз пыхтел, гудел и торопился к новой жизни.

      Я оказался свидетелем обкатки последнего паровоза с грузовым поездом по участку Нижнеудинск – Тайшет. Всю жизнь этот паровой труженик работал и проходил подъемку. В депо он прошёл ремонт, был приведён в рабочее состояние для эксплуатации с ретро-поездами по Великому Сибирскому Пути. Но в девяностые годы списывали последние уникальные самовары, товарные, штабные вагоны, вагоны-кухни, краны, вагоны-бани, вагоны-мастерские и котельные. Паровоз, застрявший в тупике, решили сдать в металлолом. К счастью неожиданно наступило второе рождение паровоза. Уникальность его, как редчайшего атрибута возросло, когда вспомнили его манёвренный труд в колонне паровозов особого резерва на фронтовых железнодорожных линиях Великой Отечественной войны. Чёрный паровоз оперативно возил и бронеплощадки с установленными на них зенитными установками и башни от танков Т-34, вагон управления с командирской башенкой, контрольные платформы с путевым инструментом, рельсами и десантом. Номерной, без имени по фронтам и широким просторам участвовал в боях и совершал подвиги и с честью довёз алый стяг победы сквозь голод, разруху и тьму до Берлина.

      Мастер подъёмки, член Совета ветеранов локомотивного депо, пробуждал и зажигал мечтою администрацию установить героический паровоз Ел-4729 в качестве памятника на привокзальной площади рядом с родной школой № 9 станции Нижнеудинск Восточно-Сибирской дороги Транссибирской железнодорожной магистрали. К 100-летию прибытия первого поезда на станцию ветеран путевого батальона, будто вдруг помолодел, поднял на пьедестал и установил на вечную стоянку паровоз с надписью «Нижнеудинцам - железнодорожникам, участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла в благодарность от потомков». У вокзала мелькают годы, блестящие окна вагонов. Шумят поезда. Светофор путеводною звёздочкою путь озаряет над горизонтом. Женский голос в микрофон желает доброй дороги. Слышится гудок. Параллельно мчится времени стрела, не соскакивая с подножки. Богатый опыт, накопленный в области постройки и применения бронепоездов, добавил к ядерной триаде, ядерные силы железнодорожного базирования. Стратегические ракеты, возможно, запускать на любом участке маршрута. С боевыми железнодорожными ракетными комплексами, которые полушутливо называют «бронепоездами» Россия обрела силу.

      Русин Сергей Николаевич

      Моя Тофалария

Комментариев нет:

Отправить комментарий