суббота, 25 февраля 2017 г.

Сила жизни


      На территории железнодорожной школы было несколько сооружений. Отдельно от основного кирпичного здания школы располагался спортивный зал. Это было длинное одноэтажное деревянное здание. В спортзале проходили наши игровые тренировки, по гимнастике и стрельбе. Рядом со спортзалом находились раздевалки и комната бес солнечного света с запахом мази лыжной. В ней хранились, повернутые друг к другу скользяком, деревянные лыжи вертикально, носками вверх. Учитель физкультуры увлекал учеников заниматься различными видами зимнего спорта. На уроках мы бегали пять километров по заснеженному болоту, обучаясь классическому попеременному ходу. Лыжная трасса находилась недалеко от школы, между речной старицей, относительно узкой проточкой, соединяющей рукава реки Уда, и береговым обрывом, уходящим вдоль русла. Нам интересно было узнать, что там, в заснеженной дали. В субботу мы с удовольствием брали лыжи на дом, и самостоятельно в воскресенье, осмелев, уходили кататься по покрытой метровым льдом реке. Постепенно география наших походов расширилась до горок заимки и села Подгорного. Весь день мы находились на свежем зимнем воздухе. Спуски и подъёмы на горы делали с нами чудеса. Возвращались домой загоревшие, отдохнувшие, немного уставшие и счастливые. В понедельник приходили в школу в приподнятом настроении, сдавали лыжи, рассказывали одноклассникам свои впечатления и садились за уроки в ожидании нового воскресенья, чтоб снова вернутся в царство чистых снегов.

      Учитель доброжелательно наблюдал за нашим развитием и из лучших формировал команду дружных товарищей для горно-лыжного похода на ледяной водопад.

      - Рад видеть, вас братцы! – говорил учитель. - Вдумчиво собирайтесь, выход ранний.

      В ожидании ярких впечатлений все были приветливы, доброжелательны. Начинался поход с рукопожатий, смеха и улыбок. Приятно общаясь друг с другом, выходили от школы к лыжне. По закованной в лёд реке, распадкам, лесными обрывами и горам продвигались на лыжах в направлении привлекательных и чудесных ледовых узоров водопада. Яркое солнце и шквальный ветер, купания в проруби и ночевки в палатке, лихие спуски с перевалов, нудные тропы по насту и по липкому снегу. Всего хватало. Обжигаясь от холодного ветра, мы становились твердыми. Я думал, что всем трудностям назло, мне повезло. Что не пустой, не слабый, не проспал свою жизнь в тёплой кровати. Старался верить, что я в полную силу живу и иду, а не выживаю. Сила стремления превращала снежный туман внутри меня в солнце. Если я падал лицом в колючий снег, вставал, убеждая всех, что снег целебный бальзам.

      На привалах в сказочном восторге выбирали князя леса, управлять походным пиром. Бутерброды и зефир в шоколаде, воздушный и нежный запивали горячим чаем. Ни взирая на утомление, улыбаясь, прислушивались, как в горах пело влюблённое эхо. В походе лыжном красотища, вокруг лес, горы, снега белизна. Учитель, подкладывая в костёр дрова, говорит и говорит о таёжной культуре Саян. Снежинки мило на лицах наших таяли. Умом, душой и сердцем мы чувствовали себя частицей мироздания и радовались каждому созданию.

      - Любите просто жить, - говорил учитель. - Всегда приносите счастье.

      Не бывала ровной лыжня на речных торосах, на наледи, в таёжных просторах, иногда страшили превратности погоды. Учитель, учитывая возможности всех воспитанников, показывал способы выживания. Распределял обязанности взаимодействие и развивал самостоятельность. Учил рационально расходовать силы, выбирать стиль в конкретной ситуации и верить в свои силы. Ребята энтузиасты всегда все выдерживали, дышали полной грудью и по колее лыжни блестящей уходили круто вверх за перевалы.

      Водопад встретил нас в лучах яркого света. Над скалами нависали бирюзовые небеса, а солнце оранжевым светом проникало в душу холодного льда. Сказочное лицо водопада от счастья светилось. Необыкновенный ледяной водопад прекрасно отражал мощь потока воды в скалистом каньоне. Струи воды каскадами летели на сумасшедшей скорости с горной вершины и замерзли, образовали огромный ледяной столб. Созданный природными стихиями столб в виде слоев волнообразных линий, картинности узелков, изящных складок льда и зубчатых сосулек, свисающих с края скалы, составлял причудливые ледяные скульптуры. Заполненный светом ледяной водопад напоминал фееричный зефир. Присмотревшись, я увидел часть водопада текущего в толще прозрачного льда. Наблюдал за тем, как в сиянии белом замерзла струящаяся вода под сверкающей радугой льда. Наши сердца, соприкасаясь с природной красотой, нарекая её "Застывающим мгновением".

      Домой мы возвращались самой кратчайшей дорогой по главному ориентиру на ночном небе Полярной звезде. Не чувствуя снега на краю горы, звезды Большой и Малой Медведицы, мы руками в полумраке трепали по холке. Задевая рожками белого цвета, ветви высоких сосен в снежном убранстве, выглядывала луна, освещая лыжню. Природа давала возможность откликаться эмоционально на события, радоваться жизни и трудным заданиям. Я все красоты старался подмечать и переставал унывать. Каждый член похода рассказывал на привале у костра о своих впечатлениях. Мы познавали жизнь свою в диалоге с собой и природой.

      - Изучение Родного края, делает спортивные походы интересными. Кто познает природу во всем ее многообразии, может рассказывать другим, как она прекрасна, - говорил учитель. - Вы можете показать и сохранить все самое лучшее. Советую стремиться, даже пока не достигнув быстрых результатов, иметь мотивации в будущих тренировках над заданиями более сложными. Стремящимся приходит успех.

      В нашей школьной жизни казалось мгновенно проходили зимние лыжные походы. Как лучшие уроки дружбы остались они в памяти. В пути измождённый, отлично вернувшись, у школьного спортзала расставаясь с друзьями, старался в одиночестве не ныть. Очищал лыжи от грязи и старого парафина, заранее готовясь к новому походу. Рядом со спортзалом, комната бес солнечного света наполнялась запахом лыжной мази, костра и сосновой хвои. Мы не боялись будущего, понимая, что оно уже наступило. Когда снег таял, мы благодарили природу за очаровательные походы и сажали молодые хвойные деревья.

      - Сажая новые деревья, мы растем духовно для новых походов, - говорил учитель. - Отдавая природе частичку нашей души, приобретаем силу жизни.

      Русин Сергей Николаевич

      Моя Тофалария

Комментариев нет:

Отправить комментарий