воскресенье, 26 февраля 2017 г.

Вокзал мечтаний


      По Транссибирской железной дороге 9 сентября 1897 прибыл первый поезд на станцию Нижнеудинск. В её окрестностях были построены железнодорожный мост, товарная станция, паровозное депо, паровая водокачка, ремонтные мастерские, водонапорные башни, телеграф и водогрейка. Рядом построили пристанционный поселок для семей служащих на линии и в мастерских с буфетом, сберегательной кассой, комнатой отдыха для локомотивных бригад, врачебным приёмным покоем, школой с рекреацией и деревянным вокзалом. Старинный вокзал на каменном фундаменте сохранился и в мои школьные шестидесятые годы. В эти годы мама работала железнодорожным фельдшером и имела льготу на бесплатный проезд. Каждый год мы ездили на поезде в отпуск к бабушке в Белгород, и я с малых лет запомнил резные карнизы и фронтоны, этого чудесного дома встреч и расставаний. Под железной кровлей вмещались общий зал ожидания, ресторан с кухней, билетная касса, медпункт, книжная лавка, камера хранения, парикмахерская и почта. По перрону из лиственничных плах мы проходили до путей и садились в скорый поезд Владивосток - Москва. Навстречу из вагонов всегда спешили пассажиры в вокзал к книжной лавке за газетой, к почте отправить телеграмму, в ресторан купить хлеб и знаменитое Нижнеудинское пиво. От них пахло горчицей и романтикой дальней разлуки и слёз.

      С вокзала совершенно не обязательно было, куда-то ездить. Стоя в вокзале, хорошо было мечтать и жить, словно что то ожидая. К вокзалу я привыкал, любуясь прощающимися ненадолго таёжниками с черемшой, дачниками с рассадой в пригородных поездах за минуту от отправления. Два раза в месяц мы с дедушкой регулярно приходили в зал ожидания к парикмахеру. Дедушку подстригали под канадку, а меня коротко, под полубокс, подставляя мне под ноги специальную лавочку. Зажмурив глаза, я терпеливо вслушивался в цоканье ножей ручной машинки и только под освежающей струёй тройного одеколона, вздыхал облегчённо. На большой перемене бегал с одноклассниками покупать горячие пирожки в вокзале. После продлёнки, проходил, заглядывая в залитые ярким светом окна ресторана, рассматривая взрослую жизнь, бурно протекающую на фоне пирамид из плиток шоколада «Гвардейский» и какао «Золотой ярлык». Там собирались наряженные королевы и богатый народ или не очень богатый, но красиво умеющий пропивать деньги. Я видел, как перспективные машинисты по очереди шампанское пили из дамской туфельки, держа её двумя пальцами за каблучок. Меня интересовали пустые обёртки от шоколадных конфет. Без этого лакомства не обходился ни один праздник. В ресторане шоколадными конфетами украшали елку на Новый год. Ассортимент шоколада был поистине огромен, я искал, такие как «Белочка», «Мишка на Севере» или «Каракум. Из конфетных оберток аккуратно складывал я прямоугольные фантики. Одноклассники развлекаясь, увлекались этой детской игрой и приносили фанты от дорогих конфет «Птичье молоко» и шоколадные обёртки «Гулливер», возможно, их родители покупали их в вагон ресторанах поездов дальнего следования. Целью игры было увеличение коллекции фантиков. Бросал я фантик конфеты «Журавлик» специальным способом, развивая координацию и глазомер. Фант лежал на открытой вверх ладони. Резко ударял пальцами о край стола снизу. Фант взлетал, накрывая чужой фантик уже лежащий на столе. Удачливые игроки и азартные хвастали разнообразными красивыми фантами. Однажды мне невероятно повезло. Фант необычный мне достался. Подруги моей мамы подарили мне на перроне вкладыш с цветной картинкой космоса от иностранной жевательной резинки. В эти годы весёлые астронавты проводили опыты с жевательной резинкой, изучая эффекты гравитации. О, чудо. Наступил мой звёздный час. Я в миг в глазах одноклассников оказался на вершине уважения. Но очень быстро вместо фантиков вошли в моду почтовые марки.

      Вокзал для меня был всегда точкой отправления для новых ярких впечатлений. Я узнал, что в вокальной почте продавали конверты и марки. В плену своих мечтаний медленно втягивался в собирание негашеных марок для коллекции. Устанавливал интересные подробности по истории, географии и путешествиях, но в те годы всех интересовала тема освоения космоса. Очаровывали первые искусственные спутники Земли и фантастические космические корабли. Каждый месяц взлетали ракеты, и почта моментально откликалась на мировые сенсации новыми красочными марками. На первое место моих интересов выступало красивое изображение полёта ракеты к Луне. Как миниатюрное произведение искусства воспринимал научно-фантастические рисунки межпланетных кораблей. С расширенными зрачками караулил новые поступления марок в почтовом отделении вокзала и в вагонах почтово багажных поездов проходящих через нашу станцию. В книжной лавке купил свой первый журнал, посвященный почтовым маркам и благодаря ему, узнал, что по маркам можно лучше узнать страны, флору и фауну, олимпийские игры и живопись. Сознанием детским удивлённо глядел. Европа, Америка, Африка и Австралия, Весь мир был, в почтовых марках. Сердечко ёкало в груди. Встречал филателистов и собеседников, марки парные менял, но обходил спекулянтов раскрывающих кластеры за деньги. Возможно, и я был оригинальный экземпляр в коллекции вокзала. Возможно не самым любимый его экспонат, но и мне иногда везло, и я чувствовал, что я мечтаю. Смотрел в окно вокзала и вокзал не лишал меня марок кубинской ракетной почты отпечатанной на золотых марочных листах с ракетопланом "Луна - 1" и на серебряной фольге марку из Мексики с кометой Галлея.

      Оставаясь верным любимой избранной теме эры космонавтики, я наивный был уверен, что именно Гагарин первым ступит на поверхность обратной стороны Луны. Искал почтовые марки, посвящённые будущим космическим победам, с орбитальными астрономическими обсерваториями Марса. Старая фантастика о совместных экспериментальных комических полетах и исследовании дальнего космоса, не мешала изучать старинные бумажные денежные знаки и живопись прерафаэлит. Интерес к волшебному и загадочному искусству рождался из моих внутренних переживаний. Зачем все? Что будет дальше? Зачем нужны эти грезы? Живопись вела мое внимание к художественным альбомам с собранием стихов и картин. Долго я экономил на горячих пирожках, откладывая деньги в копилку с хорошими мыслями мечтая, о драгоценных крупицах искусства. В школьные годы впервые сам лично выбрал в книжной лавке вокзала и купил первую свою книгу.

      Русин Сергей Николаевич

      Моя Тофалария

Комментариев нет:

Отправить комментарий